Специфика обучения и воспитания детей в группе компенсирующей направленности. Роль семьи в преодолении дефектов речи.

Учитель-логопед МБДОУ д.с № 36 «Красная гвоздика» Попова Татьяна Владимировна

1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Термин «логопедия» образован от греческого «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). В переводе это обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи, называется логопедом.

2. Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?

В группах компенсирующей направленности проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щёк, языка);
  • совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • обогащение, активизация словарного запаса речи;
  • развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков ( учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием зон головного мозга), подготовка руки к письму;
  • развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, разгадывать и загадывать загадки, пословицы;
  • совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительной речи, правильное дыхание, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

3. Работа в логопедических пунктах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится 1 период обучения. Одна из главных задач этого периода- обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке. Что же выявило обследование? Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся «Общее Недоразвитие Речи III уровня. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, скудный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развёрнутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно в рамках данного нарушения уровня речевого развития всех детей разный.

4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами по себе со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребёнок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребёнка:

  •  не ругать ребёнка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребёнка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребёнку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

  • тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
  • задания на развитие мелкой моторики рук ( рисование, штрихование) выполняются карандашами;
  • весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребёнком задания, даже путём заучивания;
  • задания должны быть прочитаны ребёнку;
  • все задания выполняются до конца.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребёнка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть чёткой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте сказки, стихи, загадки, потешки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребёнком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

5. Какие же плюсы в том, что Ваш ребёнок посещает логопедическую группу? Это:

  • коррекция звукопроизношения;
  • формирование грамотной, выразительной речи;
  • обучение чтению ( с III периода старшей группы) и письму в подготовительной группе;
  • развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
  • усиленная подготовка к школе за счёт дополнительных занятий по развитию речи;
  • индивидуальный подход к ребёнку;
  • совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Хочется ометить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребёнка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей

6. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».

Артикуляционная гимнастика проводится с ребёнком перед зеркалом. Ребёнок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.

На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционые упражнения подготавливающие речевой аппарат ребёнка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность.

Причины возникновения неправильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

  1. Общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речи.
  2. Недостаточная степень развития фонематического слуха (восприятие звука). При этом у детей наблюдается затруднения в дифференциации звуков (отличие одного звука от другого, различающихся между собой тонкими акустическими признаками: «п»-«б»; «т»-«д»; «з»-«ж». В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения задерживается.
  3. Неправильное воспитание речи в семье, т. Е. «сюсюканье» с ребёнком долгое время.
  4. По подражанию: если ребёнок всё время общается с малолетними детьми, у которых ещё не сформировалось правильное звукопроизношение или подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи
  5. Двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребёнок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.
  6. Педагогическая запущенность. Совсем не обращают внимание на звукопроизношение ребёнка, не исправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения. По-другому говоря, речь ребёнка не подвергается необходимому действию взрослых, что тормозит произносительные навыки речи.
  7. Дефекты речевого аппарата: укороченная уздечка языка, неправильный прикус, неправильное строение нёба(узкое ,слишком высокое, плоское нёбо).

Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка могут проявляться по разному:

  • отсутствие звука: ампа (лампа), акета ( ракета).
  • искажение звука: вместо нормального звука «горловой», «боковой» (р)
  • межзубное произношение звуков (с) и (ш).
  • замена одного звука другим: шуба-суба, ракета-лакета и т.д

Нормальный возраст для формирования правильного звукопроизношения у детей с 4 до 5 лет.

Если к 5 годам у ребёнка наблюдаются нарушения звукопроизношения¸ необходимо обратиться за помощью к логопедам, так как недостатки устной речи в дошкольном возрасте могут повлечь за собой нарушения чтения и письма в школе.