Педагогическая поддержка семейного воспитания (в рамах ФГОС)

  Учитель-логопед МБДОУ д.с № 36 «Красная гвоздика» Попова Татьяна Владимировна.

Семья и дошкольное образование являются первичными социальными воспитательными институтами, способны обеспечить целостную среду для жизни и социализации ребёнка. Гармоничное дополнение друг друга является главным фактором их успешного взаимодействия. Одной из приоритетных задач ФГОС является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Почему возникла эта необходимость? Потому что стал заметно изменяться экономический и социально-культурный облик российской семьи, который сегодня крайне неоднороден.

Современное российское общество осознаёт опасность, связанную с ослаблением педагогического потенциала семьи и социальной микросреды.

Термин «педагогическая поддержка»- в современной педагогике используется широко и означает:

-оказать кому- нибудь помощь ,содействие, выступить в защиту кого-нибудь, не дать нарушиться чему- нибудь

Проблема семьи и семейного воспитания стоит как никогда остро: социологи, педагоги, психологи, демографы подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи, требующего решения этого состояния.

Важнейшими принципами педагогической поддержки семейного воспитания являются:

  • принцип гуманизации;
  • принципы целенаправленности и системности;
  • принцип дифференцированного подхода;
  • принцип комплектности.

В корректировке воспитательного воздействия нуждаются не только «неблагополучные семьи», но и самые обычные и внешне благополучные.

Вот некоторые варианты намечающегося неблагополучия:

  • однодетная семья;
  • семья с низким материальным обеспечением;
  • семья неполная;
  • семьи со сводными детьми;
  • семьи с повышенной конфликтностью;
  • семьи, умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей;
  • семьи с жестоким обращением с детьми;

Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Такая ситуация нейтральной в нравственном развитии быть не может. В.А. Сухомлинский сказал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». А Т.Фуллер сказал: «Тот, кто не прививает своему сыну ничего полезного, кормит вора».

Таким образом изучение семьи, её воспитательного потенциала - задача сложная, в её решении принимают участие и педагоги, психологи, социальные педагоги, воспитатели и т.д.

Информацию об особенностях семьи можно получить с помощью:

анкетирования, бесед, наблюдений, семейного сочинения о ребёнке, домашнем воспитании, театрализованная деятельность, организация в ДОУ творческих мастерских на различные темы, участие детей в выставках фотографий, рисунков, создание музея и т.д.

От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все: дети - дошкольники с гордостью относятся к своим родным. А родители приобретают опыт сотрудничества со своим ребёнком и коллективом ДОУ.

Педагоги получают бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.

Всегда нужно помнить, что каждый ребёнок имеет право выбора, право на ошибку и право на ежедневную радость.