Учитель – логопед Попова Татьяна Владимировна МБДОУ д/с №36 «Красная гвоздика»
Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтетический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения и грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Исследователи детской речи отмечают, что к пяти годам ребенок в условиях нормального речевого развития практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса. Он правильно строит не только простые, но и многие конструкции сложных предложений.
При овладении лексико-грамматическим строем дети испытывают трудности: плохо запоминают терминологию, неадекватно ее используют, не могут грамматически правильно оформить предложения.
И менее сформированной является функция словообразования. Это проявляется в трудностях построения прилагательных от формы существительного (например, подушка из пуха – «пушоная», варенье из груши – «грушное», лапа волка – «волкина»).
В детском саду в ходе работы по формированию словообразования отрабатывается небольшой объем словообразовательных форм.
В процессе словообразования простое посторенние и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов: «учитель-учительница» или «ехал-уехал», сформировать навыки образования слов по аналогии.
Предлагаю перечень задач, связанные со знанием детьми программы по разделу «Грамматический строй»:
- Учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже (с 3 до 4 лет)
- Умение составлять предложения разных типов (с 4 до 7 лет)
- Умение употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами на, в, с, со, из, из-под, над, за, из-за, перед, около (с 6 до 7 лет)
- Умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (с 3 до 4 лет)
- Умение употреблять глаголы в повелительном наклонении (с 4 до 5 лет)
- Умение согласовывать существительные и числительные в роде и числе (с 5 до 6 лет)
- Умение образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов (с 6 до 7 лет)
- Умение образовывать название детёнышей животных (домашних и диких) (с 5 до 6 лет)
- Умение составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым (с 3 до 4 лет)
- Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе (с 3 до 4 лет)
- Умение употреблять форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных (с 4 до 5 лет)
- Умение различать и употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами в, на, по, под, над, перед, за, около (с 4 до 5 лет)
- Умение правильно согласовывать слова в предложении ( с 4 до 5 лет)
- Умение соотносить названия животных и их детёнышей, образовывать названия детёнышей в единственном и множественном числе (с 4 до 5 лет)
- Умение образовывать существительные в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (с 5 до 6 лет)
- Умение образовывать прилагательные от существительных (с 6 до 7 лет)
- Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе (с 5 до 6 лет)
- Умение употреблять имена существительные в именительном падеже (единственное и множественное число) (с 3 до 4 лет)
- Умение образовывать названия животных и их детёнышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (с 3 до 4 лет)
- Умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (с 4 до 5 лет)
Практические задания к решению предложенных выше задач:
- «Что растет на грядке?» (активизировать словарный запас)
- «Что можно делать с овощами, фруктами?» (активизация глагольного словаря)
- «Автодром» (образование приставочных глаголов)
- «Чей хвост?» (образование качественных прилагательных)
- на образование имен существительных и прилагательных по родам:
«Кто чем работает?»
«Кто кого боится?»
«Кто кому мешает?»
«Кого и что я вижу?» и т.д.
- на согласование имен существительных в роде и числе «Мой, моя, мое, мои»
- на составление предложений с предлогами «в, на, за, под» в игре «Прогулка» и мн. др.