Семинар – практикум для воспитателей: «Изучение и систематизация приемов, способствующих формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников»

Учитель – логопед Попова Татьяна Владимировна МБДОУ д/с №36 «Красная гвоздика»

Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтетический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения и грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Исследователи детской речи отмечают, что к пяти годам ребенок в условиях нормального речевого развития практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса. Он правильно строит не только простые, но и многие конструкции сложных предложений.

При овладении лексико-грамматическим строем дети испытывают трудности: плохо запоминают терминологию, неадекватно ее используют, не могут грамматически правильно оформить предложения.

И менее сформированной является функция словообразования. Это проявляется в трудностях построения прилагательных от формы существительного (например, подушка из пуха – «пушоная», варенье из груши – «грушное», лапа волка – «волкина»).

В детском саду в ходе работы по формированию словообразования отрабатывается небольшой объем словообразовательных форм.

В процессе словообразования простое посторенние и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов: «учитель-учительница» или «ехал-уехал», сформировать навыки образования слов по аналогии.

Предлагаю перечень задач, связанные со знанием детьми программы по разделу «Грамматический строй»:

  1.     Учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже (с 3 до 4 лет)
  2.     Умение составлять предложения разных типов (с 4 до 7 лет)
  3.     Умение употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами на, в, с, со, из, из-под, над, за, из-за, перед, около (с 6 до 7 лет)
  4.     Умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (с 3 до 4 лет)
  5.     Умение употреблять глаголы в повелительном наклонении (с 4 до 5 лет)
  6.     Умение согласовывать существительные и числительные в роде и числе (с 5 до 6 лет)
  7.     Умение образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов (с 6 до 7 лет)
  8.     Умение образовывать название детёнышей животных (домашних и диких) (с 5 до 6 лет)
  9.     Умение составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым (с 3 до 4 лет)
  10.     Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе (с 3 до 4 лет)
  11.     Умение употреблять форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных (с 4 до 5 лет)
  12.     Умение различать и употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами в, на, по, под, над, перед, за, около (с 4 до 5 лет)
  13.     Умение правильно согласовывать слова в предложении ( с 4 до 5 лет)
  14.     Умение соотносить названия животных и их детёнышей, образовывать названия детёнышей в единственном и множественном числе (с 4 до 5 лет)
  15.     Умение образовывать существительные в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (с 5 до 6 лет)
  16.     Умение образовывать прилагательные от существительных (с 6 до 7 лет)
  17.     Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе (с 5 до 6 лет)
  18.     Умение употреблять имена существительные в именительном падеже (единственное и множественное число) (с 3 до 4 лет)
  19.     Умение образовывать названия животных и их детёнышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (с 3 до 4 лет)
  20.     Умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (с 4 до 5 лет)

Практические задания к решению предложенных выше задач:

  • «Что растет на грядке?» (активизировать словарный запас)
  • «Что можно делать с овощами, фруктами?» (активизация глагольного словаря)
  • «Автодром» (образование приставочных глаголов)
  • «Чей хвост?» (образование качественных прилагательных)
  • на образование имен существительных и прилагательных по родам:

«Кто чем работает?»

«Кто кого боится?»

«Кто кому мешает?»

«Кого и что я вижу?» и т.д.

  • на согласование имен существительных в роде и числе «Мой, моя, мое, мои»
  • на составление предложений с предлогами «в, на, за, под» в игре «Прогулка» и мн. др.