Консультация «Игры для развития фонематического слуха у детей»

Учитель-логопед МБДОУ д/с №36 «Красная гвоздика» г. Пятигорска Попова Татьяна Владимировна

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений - научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Игры для развития фонематического слуха

«Так ли это звучит?»

Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребёнок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчётливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда картинки будут разложены, взрослый и ребёнок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.

Примеры: лук-луг, роса-роза, плод-плот, дрова-трава«Кто внимательный?»

Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребёнок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребёнком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображениями положением положения губ при произношении гласного звука.

«Звуковые песенки»

Взрослый предлагает ребёнку составить звуковые песенки типа: АУ - дети кричат в лесу. Или ИА - как кричит ослик. Или УА - так плачет ребёнок. Как мы удивляемся? ОО! И т.п. Сначала ребёнок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая её, затем – второй. Потом с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» составленную им схему.

«Кто первый?»

Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного А, О, У или И. ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

«Что делать по дороге в гости?»

Вы едете в гости к бабушке на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают. Предлагаем вам поиграть с ребенком, если, конечно, этому не будут мешать внешние обстоятельства. Итак, вы вышли из дома и идете к остановке автобуса, метро.

назвать предмет и сказать, на какой звук начинается слово.

назвать все определенного цвета (формы).