С целью выявления и своевременного предупреждения различных нарушений устной речи у дошкольников, на базе нашего учреждения функционирует Логопункт. Ведет его специалист Высшей квалификационной категории учитель – логопед Манжосова Валентина Павловна.
По результатам диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста, в течение года, в Логопункт было зачислено 25 детей. Были определены задачи по коррекционному направлению.
С воспитанниками проводилась индивидуальная и подгрупповая работы, коррекционно - развивающие занятия по формированию грамматического строя речи. В течение года работа проводилась в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ, педагогами, психологом, логопедом ДОУ. На заседаниях ПМПК проходило обсуждение проблем коррекции, выработка единого подхода к коррекционной работе, отслеживание результатов.
Проводились консультации с педагогами и родителями, посещение НОД с целью наблюдения за детьми логопатами.
На конец года по результатам обследования все дети логопаты показали положительную динамику: 80% -выпущено со значительным улучшением.
Подготовила: учитель-логопед Манжосова В.П.
Время обращения за консультацией к логопеду очень индивидуально. Правильное произношение звуков формируется постепенно. И малышам 2-4 лет присуща так называемая возрастная косноязычность. У подавляющего большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к пяти годам. На этот возраст и нужно ориентироваться. Если же вашему ребёнку четыре года, но его речь понятна только вам и практически не воспринимается другими (причиной могут быть многочисленные замены, извращения и отсутствие звуков), не стоит ждать ещё год – обратитесь к специалисту. Вообще нужно обращать внимание на связную речь 2,5-3-летнего ребёнка: если он ещё не говорит простыми фразами, заменяет целые предложения словами или словосочетаниями, не откладывайте визит к логопеду. И конечно, если в пять лет ребёнок не выговаривает, хоть один-два звука, ему необходима квалифицированная помощь.
Часто родители обращают внимание на погрешности речи своего ребёнка непосредственно перед его поступлением в школу, и в этом случае они создают дополнительные проблемы и ему, и себе.
Достаточно типичная и такая ситуация: родители замечают, что их ребёнок не выговаривает те или иные звуки и стараются самостоятельно устранить эти недостатки. И это часто наносит ущерб. От чего нужно в первую очередь предостеречь родителей?
Поскольку родители не обладают техникой постановки звука, единственное, что они могут предложить сыну или дочери, - это подражательный способ: «Послушай и повтори за мной…» Стараясь угодить маме, ребёнок пробует следовать за ней, но не зная, как это правильно сделать, он может добиться искажённого звучания. Отсюда возникают межзубные звуки, боковые варианты звуков, горловое «р». Переучивать потом будет значительно сложнее. Кроме того, акцентируя внимание малыша на том, что он говорит неправильно, но при этом, не предоставляя ему квалифицированной помощи. Он начинает стесняться своей речи, избегая слов с трудными для него звуками и, в конце концов, становится замкнутым.
Подготовила: учитель-логопед Манжосова В.П.
Если устной речью маленький человек овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у крохи устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте. Папам и мамам следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее чем к пяти годам. Если же этого не происходит, то стоит показать сына или дочь логопеду.
Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (т.е. "опознать") каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличении на слух пары звуков "б-п" он не будет знать, какая первая буква - Б или П должна быть написана в слове "булка" или в слове "потолок". Для проверки слуховой дифференциации звуков подберите картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например, слова "мишка" и "миска" (относящиеся к названиям картинок и воспринимаемые ребенком на слух) он может различить только при условии четкой дифференциации звуков "с-ш", поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковые. Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия:
Для правильной оценки результатов внимательно наблюдайте за поведением малыша во время показа картинок. Если все в порядке, ребенок будет показывать картинки спокойно и уверенно. При неразличении же или неустойчивом различении звуков кроха будет колебаться, вопросительно поглядывать на взрослого или просто показывать картинки наугад.
Имейте в виду, что при нормальном речевом развитии различение всех звуков, а следовательно, и правильный показ понятных по смысловому содержанию картинок доступен детям начиная с двухлетнего возраста. Кроме того, важно знать, что именно неразличение ребенком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замены в устной речи, а в дальнейшем - и в письме.
Развить у ребенка способность к различению звуков в большинстве случаев могут сами родители. Для этого нужно всеми возможными способами показать малышу разницу в звучании тех звуков, которые кажутся одинаковыми.
Например, звуки "з-ж". Объясните ребенку, что звук "ж" похож на жужжание жука (ж-ж-ж-ж), а звук "з" - на писк комара (з-з-з-з), и несколько раз подряд попеременно изобразите оба эти звучания. Дополнительно объясните, что комариный писк очень высокий и тонкий, а жужжание жука более низкое, густое и чуть приглушенное. Обратите внимание ребенка и на различное положение губ при этих звуках (при "з" - улыбка, при "ж" - "рупор"). Повторите произношение звуков несколько раз, пусть малыш научится различать их на слух. Для этого в разной последовательности воспроизводите то одно, то другое звучание и каждый раз спрашивайте, чье оно. Сначала ребенок при различении звуков может ориентироваться не только на слух, но и на зрительное восприятие артикуляции, а затем ему придется перейти к чисто слуховой дифференциации звуков - для этого закройте от ребенка свой рот листочком бумаги. После того как малыш будет различать неречевое звучание, свяжите писк комара со звуком "з", а жужжание жука со звуком "ж", сразу познакомив ребенка и с соответствующими буквами.
Любая отрабатываемая пара звуков попеременно произносится до тех пор, пока ребенок не научится улавливать различение в их звучании. Иногда такие упражнения приходится проводить в течение нескольких дней.
После достижения необходимого результата (устойчивого различения на слух нужной пары звуков в их изолированном звучании) оба звука сразу связываются с соответствующими буквами. Теперь при произнесении взрослым любого из звуков ребенок показывает нужную букву (обе буквы лежат перед ним). Далее нужно потренироваться с ребенком в различении этих же самых звуков в словах, фразах. Вот некоторые игры, которые вам помогут.
Эхо. Играть можно и вдвоем и большой группой. Назначается водящий - "эхо", которое должно повторять то, что ему скажут. Начните с простых слов, затем перейдите к трудным и длинным. Можно использовать в игре и иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение. Попробуйте предлагать для повторения стихотворные и прозаические фразы. Если "эхо" ответило правильно пять раз, назначайте по кругу водящим следующего участника игры.
Все конечно же помнят игру своего детства "испорченный телефон". Эта игра как нельзя лучше подходит для развития фонематического слуха у ребенка.
Путаница. Обратите внимание малыша на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли попросите его прочесть (или прочтите ему сами, если он еще не умеет читать) эти шуточные предложения: "Русская красавица своей козою славится"; "Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку"; "Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку". Ребята очень любят всякие небылицы и с радостью могут сами придумать такие же шутки. Попробуйте придумать слова, изменяя только одну букву, например "точка-кочка-бочка-дочка".
Можно предложить и такие игры-упражнения. •лопнуть в ладоши, если в слове будет слышен, например, звук "ж". При этом сначала в предлагаемых ребенку словах не должно быть других шипящих или свистящих звуков, а сам звук "ж" надо произносить несколько подчеркнуто.
Упражнение-тест. Пиши "кружочками" для оценки фонематического слуха. Попросите ребенка записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков. Например, слово "суп" надо изобразить тремя кружочками. После того как вы убедились, что ребенку понятно задание, диктуете слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги.
Другой вариант этого задания: вы предлагаете ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы слов, обозначающих животных, в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове). Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. В идеале ребенок шести-семи лет выполняет все задания правильно (допускается одна ошибка).
Все приведенные здесь и подобные им упражнения нужно продолжать до тех пор, пока ребенок не научится легко справляться со всеми предлагаемыми ему заданиями. Только при этом условии можно быть уверенным в том, что малыш научился различать звуки на слух, а значит, и обучение грамоте не составит ему особого труда.