Рекомендации по профилактике заболеваний и укреплению опорно-двигательного аппарата

  Подготовила Колесникова М.А

Общие рекомендации по профилактике заболеваний у детей:

  • рациональный режим дня и питание ребенка;
  • здоровый образ жизни семьи (в том числе полный отказ от курения в присутствии ребенка или в помещении, где он находится);
  • закаливание с использованием водных процедур и с соблюдением основного правила «не допускать переохлаждения ребенка»;
  • общеукрепляющая и лечебная физкультура;
  • консультация психолога для выработки правильной реакции родителей на частые заболевания ребенка;
  • поливитаминная диета;
  • санация очагов хронической инфекции;
  • лечение патологии желчевыводящей системы и кишечника, глистных инвазий;
  • консультации аллерголога и аллергологическое обследование и лечение детей со склонностью к аллергии;
  • физиотерапевтические методы: ультрафиолетовое облучение, лазеротерапия, общий и точечный массаж и др.
  • вакцинация (не следует проводить в острый период заболевания, если есть температура и интоксикация, вакцинация возможна через 7-14 дней);
  • медикаментозная терапия для часто болеющих детей, важной составляющей которой является иммунокоррекция (препараты эхинацеи пурпурной, арбидол, ИРС-19, рибомунил, лизобакт).

Программы профилактики ОРВИ у детей в эпидемическом очаге

(общие рекомендации):

Меры специфической профилактики до настоящего времени остаются недостаточно эффективными. В эпидемическом очаге рекомендуют профилактически использовать:

  • лейкоцитарный интерферон-альфа (гриппферон, по 1 -2 капли в каждый носовой ход 3-4 раза в день, 3-5 дней),
  • строгое соблюдение санитарно-гигиенического режима (проветривание, ультрафиолетовое облучение и влажная уборка помещения слабым раствором хлорамина, кипячение посуды и т.д.).

Большое внимание уделяют мероприятиям общего плана:

  • введение в период эпидемии гриппа ограничительных мер для уменьшения
  • скученности населения (отмена массовых праздничных мероприятий);
  • предупреждение распространения инфекции в детских учреждениях, семьях
  • (ранняя изоляция больного - одна из важнейших мер, направленных на прекращение распространения ОРВИ в коллективе);
  • профилактические прививки.

Примерная схема профилактики ОРВИ в домашних условиях

  • Влажная уборка ежедневно.
  • Очистка воздуха с помощью очистителя воздуха/ионизатора.
  • Соблюдение правильного режима дня (сна и бодрствования).
  • Рациональное питание.
  • Лоливитаминные препараты (весна-осень): Ревит, Гексавит, Компливит, Алвитил, КиндерБиовиталь, Центрум и пр.
  • Общий, точечный и массаж рефлексогенных зон.
  • Повышение местного и общего иммунитета с помощью препаратов Лизобакт -
  • Стоматидип детям, начиная с 4-х лет, по схеме: Лизобакт по 1 таблетке 3 раза в сутки курсом 10 дней для рассасывания после приема пищи; Стоматидин - в виде аппликаций на слизистую оболочку глотки (полосканий) между приемами пищи 3 раза в сутки.

Минимальный курс: 10-15 дней в осенне-зимний и весенний периоды.

Проведенные исследования доказали, что комплексное использование препаратов Лизобакт и Стоматидин с профилактической целью у часто болеющих детей ведёт к положительному их влиянию не только на микропейзаж полости глотки, но и носа, что, очевидно, обусловлено их сочетанным воздействием как непосредственно на патогенную микрофлору этих областей, так и на состояние местного неспецифического иммунитета. Это играет профилактическую роль у часто болеющих детей, снижая частоту эпизодов ОРВИ и их осложнений.

Натуральные средства для профилактики и лечения ОРВИ родителями в домашних условиях

  •  Варенье из малины, калины, смородины, облепихи обладает противовирусными и противовоспалительными свойствами. Приготовьте напиток ребенку: две чайные ложки варенья положите в чашку и залейте кипятком. Это стимулирует иммунитет, а во время болезни уменьшает лихорадку и мышечную боль.
  •  Компот из шиповника и сухофруктов предложите малышу между приемами пищи.
  •  Теплое молоко полезно само по себе, а если Вы добавите в него немного сливочного масла и чайную ложку меда, то оно поможет предотвратить развитие трахеита и бронхита.
  •  Сироп из редьки эффективен для лечения кашля, но соблюдайте технологию приготовления: срежьте верхушку и сделайте углубление, положите в него мед, накройте верхушкой, и поставьте в темное место. Когда появится сок, давайте ребенку по 1 чайной ложке три раза в день.

Травяные чаи

  • Как и с любыми лекарственными препаратами, с растениями также будьте осторожны и учитывайте их свойства.
  • Соблюдайте дозировку. Не сыпьте сухую траву в заварочный чайник «на глаз», не используйте вместо чайной ложки десертную. Доза должна быть отмерена точно.
  • Помните, что лекарственные растения не всегда можно использовать у детей с аллергией. Кроме того, необходимо знать о «побочных эффектах», которые есть у некоторых растений. Так, ромашка, оказывает лечебное действие, но в большом количестве может возбуждать нервную систему. Полезный, богатый витаминами шиповник вымывает из организма кальций, поэтому желательно употреблять его понемногу. Отвар зверобоя противопоказан при высокой температуре. Прекрасный иммуностимулятор клюква может раздражать слизистую желудка.
  • Храните лечебные растения правильно. Они имеют ограниченный срок действия. Так, листья, плоды, цветы и стебли не теряют свойств около двух лет, а кору и корни можно использовать около трех лет. Для хранения лекарственных растений не годятся стеклянные или жестяные баночки, как для обычного чая. Лучше всего подойдут бумажные или тканевые мешочки. Сухие растения боятся температуры выше 25 градусов, прямых солнечных лучей, соседства с веществами, имеющими резкие запахи.

Игры и упражнения для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников

"Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение".

Общие рекомендации по профилактике нарушений опорно-двигательного ап­парата, прежде всего нарушений осанки и плоскостопия:

  •  Рациональное питание, обеспечивающее полноценное поступление всех необходимых для роста веществ, витаминов, микро- и макроэлементов.
  •  Двигательный режим дома, на улице и в ДОУ, обеспечивающий правильное развитие мышечного корсета и формирование скелета.
  •  Формирование и контроль правильного положения тела в разных ситуациях.
  •  Физическое воспитание, направленное на улучшение состояния здоровья и фи­зического развития детей, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков. Организованные формы двигательной деятельности дошкольников предусматривают: утр. гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физминутки, подвижные игры, а также ритмическую гимнастику, плавание, занятия на тренажерах и т. д.

Комплекс упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки

Исходное положение (далее - и. п.) - стоя: принять правильную осанку, касаясь стены или гимнастической стенки, при этом затылок, лопатки, ягодичная область, икры ног и пяток должны касаться стены.

И. п. - стоя. Отойти от стенки на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку. И. п. - стоя. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.

И. п. - стоя. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища. Принять правильную осанку.

И. п. - стоя. Приподняться на носочки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек. Вернуться в и. п. Повторить упражнение 5, но без гимнастической стенки.

И. п. - стоя. Присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и позвоночника. Медленно встать и принять и. п.

И. п. - сидя: сесть на гимнастическую скамейку у стены, принять правильную осанку, прижав затылок, лопатки и ягодицы к стене.

И. п. - сидя. Расслабить мышцы шеи, уронить голову, расслабить плечи, мышцы спины, вернуться в и. п. сидя.

И. п. - лежа: лечь на коврик на спину, голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.

И. п. - лежа. Приподнять голову и. плечи, проверить прямое положение тела, вернуться в и. п.

И. п. - лежа. Прижать поясничную область тела к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа.

И. п. - стоя. Ходьба по залу с остановками, сохранением правильной осанки. Упражнения для создания и укрепления "мышечного корсета"

И. п. - лежа на животе: лечь на пол, на живот, подбородок опустить на тыльную поверхность кистей, положенных друг на друга.

И. п. - лежа на животе. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удержать положение несколько секунд, вернуться в и. п.

И. п.- лежа на животе. Перевести кисти рук к плечам или за голову, приподнять голову и плечи. Удерживать положение несколько секунд, вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Приподнять голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам. Вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. Вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Прямыми руками совершать круговые движения. Вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Поочередно поднимать выпрямленные ноги, не отрывая таз от пола. Темп упражнения медленный. Вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Приподнять обе ноги, не отрывая таз. Удерживаться в этом положении 3-5 сек. Вернуться в и. п.

И. ш - лежа на животе. Поднять правую ногу, присоединить левую, удерживаться в таком положении 3-5 сек, опустить правую, затем левую ногу.

И. п. - лежа на животе. Приподнять выпрямленные ноги, развести их в стороны, соединить и опустить в и. п.

И. п. - лежа на животе, попарно друг против друга. Приподнять голову и плечи, удерживая согнутыми в локтях руками мяч перед грудью, бросить его партнеру, руки вверху, голова и грудь приподняты, поймать мяч обратно..

Домашнее задание для детей с плоскостопием

Продолжительность занятий около 10 минут. Перед занятием можно походить на носках и попрыгать через скакалку.

Упражнение "каток": поочередно ногами катать вперед-назад мяч, скакалку или бутылку.

Упражнение "разбойник": ребенок сидит на полу с согнутыми ногами, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце, на котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение "маляр": сидя на полу с вытянутыми ногами, ребенок проводит большим пальцем одной ноги по подъему другой от большого пальца к колену. Повторить 3-4 раза. Поменять ноги.

Упражнение "сборщик": сидя на полу с согнутыми ногами, собирать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки), и складывать их в кучку. Поменять ноги. Можно перекладывать предметы из кучки в кучку.

Упражнение "художник": сидя на полу с согнутыми ногами, рисовать на листе бумаги карандашом, зажатым пальцами ноги. Поменять ноги.

Упражнение "гусеница": сидя на полу с согнутыми ногами, согнуть пальцы ног и подтягивать пятку вперед, затем снова расправить пальцы и повторить движение. Можно одновременно обеими ногами до тех пор, пока пальцы касаются пола.

Упражнение "кораблик": сидя на полу, согнуть ноги, чтобы подошвы прижались друг к другу. Выпрямлять колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу.

Упражнение "мельница": сидя на полу с выпрямленными коленями, описывать ступнями круги в разных направлениях.

Упражнение "окно": сидя на полу, разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

Упражнение "барабанщик": сидя на полу с согнутыми коленями, стучать по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

Упражнение "хождение на пятках": ходить на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

Оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки.

"Зебра" Дорожка выполнена из плотной ткани, сложенной вдвое (ткань подвергается санитарно-гигиенической обработке) и простроченной на несколько отделений. В каждое отделение вложены различные наполнители (горох, камешки, шишки и т.д.).

"Цветочная поляна" На плотную ткань нашиваются различные предметы (пуговицы, пластмассовые цветы, косточки отсчет и т.д.). "Извилистая дорожка"

На полоску плотной ткани нашивается веревка с завязанными на ней узелками, которая располагается в виде змейки.

"Полоса препятствий" Поролон делится на квадраты 50x50см. и обшивается плотной тканью. На каждый квадрат нашиваются различные раздражители для стоп (палочки, карандаши, пуговицы, пластмассовые крышки от бутылок, веревочки различной длины и толщины и т.д.). Квадраты соединены между собой различными способами: шнуровкой, замками "молниями", пуговицами, карабинами и т.д.

Данное оборудование помогает детям уверенно выполнять задание, при этом сохранять правильную осанку и положение головы в пространстве, служит профилактикой плоскостопия, формирует у детей навыки правильной осанки, силовую выносливость мышц стоп; воспитывает желание добиваться правильного выполнения упражнений.

Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса

"Рыбки и акулы"

Выбирают водящего — "акулу", остальные дети — "рыбки". По сигналу "Раз, два, три — лови!" они разбегаются по залу, а водящий их "салит" — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони "акулы", игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.

"Морская фигура"

Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Волны качаются - раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!" После слова "замри" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую "фигуру" — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.

'Футбол"

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

"Кораблики"

Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета "Загрузи машину"

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Эстафета "Построим лесенку"

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек.

Дети передают по одной палочке друг Другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Игра-имитация "Перейди вброд"

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

"Нарисуй картину"

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

"Сложи узор"

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

"Рисуем кистью"

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).

"Поймай рыбку" ("Достань жемчужину")

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки) и достают со дна "жемчужины" (камешки). "Найди клад"

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

"Стирка" Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

Советы воспитателям ДОУ и родителям

  • Не держите во время прогулок ребенка за одну и ту же руку, не ограничивайте свободу его движений.
  • Следите, чтобы ребенок не разворачивал стопы внутрь или наружу. Не стягивайте ноги тесными носками, ботинками.
  • Предоставляйте ребенку возможность ходить босиком по земле, траве, песку, гальке, по коврикам с рельефными поверхностями.
  • Объясняйте и показывайте, как нужно: стоять - прямо, но свободно, тяжесть тела равномерно распределять на обе ноги; ходить - ставить стопы параллельно, удерживать вертикальную ось тела; -сидеть - прямо, не сгибая туловище, голову можно слегка наклонить вперед, ноги упереть в пол всей стопой и согнуть в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямыми углами, спину опирать на спинку стула. Нельзя сидеть, положив ногу на ногу, убирать ноги под сиденье, опираться на одну руку, поворачивая плечо.