Подготовила: музыкальный руководитель Авхимова О.В.
Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира.
В. А. Сухомлинский.
«Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции»,— эти слова Н. А. Ветлугиной я всегда беру за основу в своей работе, так как музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в детском саду. А главное, это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребенка.
Не каждый взрослый может близко соприкасаться с миром детства, а лишь те, кому дана эта возможность,— воспитатели детского сада. Они вместе с детьми мечтают, фантазируют, уносятся в мир сказок, мир музыки. Вместе смеются и играют, рисуют и творят. Дети, чувствуя близость и расположение взрослого друга и товарища, доверяют ему свои тайны, мысли, чувства и эмоции.
Как это прекрасно — знакомить ребят с музыкой! Я начинаю работать с детьми в возрасте от полутора лет и провожаю их в школу на выпускном утреннике. На этом пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически и последовательно, от простого к более сложному, знакомятся с той музыкой, которую можно назвать искусством.
Работа музыкального руководителя многогранна: мы учим детей петь, танцевать, слушать, играть, а значит, и сами должны быть эмоциональны, красивы, подтянуты, иметь приятный голос, уметь играть на инструментах, танцевать. Свои занятия с самыми маленькими (от 1,5 до 3 лет) я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза, сказки. Если в руках у меня зайчик, то обязательно читаю стихотворение о нем, дети слушают музыку (как он скачет, убегает от лисы), затем зайчик пляшет под веселую музыку, играет на каком-либо музыкальном инструменте (барабане, бубне, погремушке), а в конце занятия он обязательно играет с детьми в догонялки, прятки, ладушки-ладошки и т. д.
Эта структура занятия остается, когда я прихожу с куклой, мишкой, петрушкой, матрешкой. Стараюсь в своей речи использовать много детских стихов, небольших четверостиший, характеризующих игрушку:
Как приласкаешь кисоньку, погладишь по спине — глаза зажмурит кисонька и помурлычет мне.
Прыг! Скок! Прыг! Скок! На лужок, на лужок. Вы скачите, лапки, по зеленой травке.
Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка.
Я хороший скакунок, у меня две пары ног. Я скачу, куда хочу, будто птица, я лечу.
Дети в этом возрасте в основном слушают. Поэтому я часто пою им песни без музыкального сопровождения, чтобы малыши не только музыку слушали, но и понимали, о чем она, вслушивались в лирическое, напевное звучание слов и словосочетаний. Ведь не зря песенки для самых маленьких в основном написаны в стиле русских народных песен — протяжных, мелодичных, на двух-трех звуках с повторами, поэтому ребята легко их усваивают и подпевают. Чтобы песня звучала эмоциональнее, даю ей ритмическое сопровождение: хлопки, топанье, покачивание рук («солнышко», «пирожки», «погрозить пальчиком», «постучать каблучком»).
Очень интересно проходят тематические занятия. Например, «Мы в лесок пойдем», где дети путешествуют по
лесу, встречаются с зайчиком, лисой, медведем, с ними играют,поют и пляшут.
Частые гости у малышей — их старшие товарищи. Дети старшей и подготовительной к школе групп с помощью воспитателей устраивают концерты, выступают с сюрпризами на утренниках. Это пробуждает в детях 2—3 лет желание петь, подпевать и делать это дружно, эмоционально. Очень люблю придумывать для малышей интересные моменты - сюрпризы: на каждом занятии за ширмой или за домиком прячутся игрушки (кошка, собачка, птичка или веселый, озорной петрушка)
Подключаю и воспитателей к игре: они выступают в роли Петрушки, бабушки, Зимушки. А теперь перейдем к разделу слушания музыки в старших группах. Я считаю, что это самый интересный, но и самый трудный раздел в музыкальном воспитании дошкольников.
В программу включены песни советских композиторов: Ю. Чичкова, Д. Шостаковича. Д. Кабалевского — и пьесы выдающихся композиторов прошлого: М. Глинки, П. Чайковского, Р. Шумана, Н. Римского-Корсакова.
Музыка, как и художественное слово или картина, должна стать для детей доступным средством выражения чувства, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет кругозор, повышает музыкальную восприимчивость, зачатки музыкального вкуса. Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее.
«Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие,— отмечал Д. Б. Кабалевский,— учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умения вслушиваться и вдумываться в нее».
Музыка по слушанию бывает вокальной и инструментальной и должна быть исполнена так, как ее написал композитор: искренне, эмоционально, выразительно.
Чтобы дети лучше поняли прослушанную пьесу (новую или знакомую), я предлагаю им создать свой музыкальный этюд. Так, например, слушая музыкальное произведение Р.Шумана «Смелый наездник», дети старались изобразить, как они скачут на лошади.
Для понимания детьми характера музыки хорошо давать ее в сравнении: «Мотылек» С. Майкапара и «Смелый наездник» Р. Шумана, «Колыбельная» Г. Свиридова и «Клоуны» Д. Кабалевского.
В своей работе по развитию творчества я часто использую наглядный материал: рисунки, музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры. Вот, например, в подготовительной к школе группе даю иногда обзорное занятие по слушанию. Вариант творческой игры такой: детям раздаются карточки с изображением животных(заяц, волк, лиса, медведь), я играю музыкальные пьесы, характеризующие этих животных, а дети поднимают карточку, вспоминают и называют пьесу и музыкальный инструмент, на котором она может исполняться. К каждому произведению стараюсь подобрать выразительное художественное слово.
«В условиях массового музыкального воспитания слово о музыке играет колоссальную роль. Сила умного и увлекательного слова заключается в том, что оно способно настроить любую аудиторию на нужную эмоциональную волну»,— говорил Д. Кабалевский.
В возрасте 3—4 лет начинаю знакомить детей с музыкально-дидактическими играми, направленными на развитие:
динамического восприятия «Тихие и громкие звоночки» Р. Рустамова;
звуковысотного восприятия «Где мои детки?», «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой;
тембрового восприятия«Трубы и барабан», «Угадай, на чем играю» Е. Тиличеевой.
ритмического восприятия (используем музыкальные инструменты: деревянные ложки, музыкальные молоточки, барабаны, металлофон и др.)
В старших группах задания в играх усложняются. Дети определяют характер музыки, у них развивается гармоническое, ладовое восприятие. Вопросы к детям становятся сложнее: «Сколько звуков? Каких звуков? Покажи рукой, спой сам». Дети определяют
верхний и нижний звуки. Они учатся играть на музыкальных инструментах: металлофоне, ксилофоне, треугольнике, маракасах, деревянных ложках и др. Сначала они поют и играют маленькие напевки, затем исполняют на инструментах проигрыш или вступление к песне, целые песни, звучит детский оркестр.
Музыкальный инструмент, с которым мы знакомим детей на занятии, сразу вносится в музыкальный уголок. Дети очень любят играть здесь; сами сочиняют мелодии на одном, двух, трех звуках. На свою мелодию поют знакомые слова песен. У всех есть огромное желание научиться играть, хорошо петь, потому что со стороны воспитателей ребятам всегда оказывалась помощь, я проводила с ними индивидуальную работу по подгруппам.
Песни звучат в детском саду и вне музыкальных занятий, в группах, дома. Для родителей вместе с воспитателями мы оформили тетрадь «Пойте с нами», которая находится в «Уголке для родителей», чтобы они знали наш репертуар.
Хочется сказать, что последовательность, систематичность, эмоциональный настрой, разнообразные методы и приемы — вот главное направление в нашей работе. И конечно, приятно, когда наши выпускники учатся в музыкальных школах, занимаются в танцевальных кружках.