Консультация для родителей на тему: «Музыка в жизни дошкольников»

Подготовила: музыкальный руководитель Авхимова О.В.

Красота музыки имеет своим источником красоту окружающе­го мира.

В. А. Сухомлинский.

«Музыка для ребенка — мир радост­ных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего му­зыкальный слух и эмоциональную от­зывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции»,— эти слова Н. А. Ветлугиной я всегда беру за основу в своей работе, так как музы­кальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в детском саду. А главное, это самая приятная, прекрасная и доступная фор­ма общения взрослого и ребенка.

Не каждый взрослый может близко соприкасаться с миром детства, а лишь те, кому дана эта возможность,— воспи­татели детского сада. Они вместе с деть­ми мечтают, фантазируют, уносятся в мир сказок, мир музыки. Вместе сме­ются и играют, рисуют и творят. Дети, чувствуя близость и расположение взрослого друга и товарища, доверяют ему свои тайны, мысли, чувства и эмо­ции.

Как это прекрасно — знакомить ребят с музыкой! Я начинаю работать с деть­ми в возрасте от полутора лет и прово­жаю их в школу на выпускном утренни­ке. На этом пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически и по­следовательно, от простого к более сложному, знакомятся с той музыкой, которую можно назвать искусством.

Работа музыкального руководителя многогранна: мы учим детей петь, тан­цевать, слушать, играть, а значит, и са­ми должны быть эмоциональны, красивы, подтянуты, иметь приятный голос, уметь играть на инструментах, танцевать. Свои занятия с самыми маленькими (от 1,5 до 3 лет) я всегда стараюсь стро­ить в виде игры, маленького сюрприза, сказки. Если в руках у меня зайчик, то обязательно читаю стихотворение о нем, дети слушают музыку (как он скачет, убегает от лисы), затем зайчик пляшет под веселую музыку, играет на каком-либо музыкальном инструменте (бара­бане, бубне, погремушке), а в конце за­нятия он обязательно играет с детьми в догонялки, прятки, ладушки-ладошки и т. д.

Эта структура занятия остается, когда я прихожу с куклой, мишкой, пет­рушкой, матрешкой. Стараюсь в своей речи использовать много детских сти­хов, небольших четверостиший, харак­теризующих игрушку:

Как приласкаешь кисоньку, погладишь по спине — глаза зажмурит кисонька и помурлычет мне.

Прыг! Скок! Прыг! Скок! На лужок, на лужок. Вы скачите, лапки, по зеленой травке.

Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка.

Я хороший скакунок, у меня две пары ног. Я скачу, куда хочу, будто птица, я лечу.

Дети в этом возрасте в основном слу­шают. Поэтому я часто пою им песни без музыкального сопровождения, что­бы малыши не только музыку слушали, но и понимали, о чем она, вслушивались в лирическое, напевное звучание слов и словосочетаний. Ведь не зря песенки для самых маленьких в основном напи­саны в стиле русских народных песен — протяжных, мелодичных, на двух-трех звуках с повторами, поэтому ребята лег­ко их усваивают и подпевают. Чтобы песня звучала эмоциональнее, даю ей ритмическое сопровождение: хлопки, топанье, покачивание рук («солнышко», «пирожки», «погрозить пальчиком», «постучать каблучком»).

Очень интересно проходят тематические занятия. Например, «Мы в лесок пойдем», где дети путешествуют по

лесу, встречаются с зайчиком, лисой, медведем, с ними играют,поют и пляшут.

Частые гости у малышей — их стар­шие товарищи. Дети старшей и подго­товительной к школе групп с помощью воспитателей устраивают концерты, выступают с сюрпризами на утренниках. Это про­буждает в детях 2—3 лет желание петь, подпевать и делать это дружно, эмоцио­нально. Очень люблю придумывать для малышей интересные моменты - сюр­призы: на каждом занятии за ширмой или за домиком прячутся игрушки (кошка, собачка, птичка или веселый, озорной петрушка)

Подключаю и воспи­тателей к игре: они выступают в роли Петрушки, бабушки, Зимушки. А теперь перейдем к разделу слуша­ния музыки в старших группах. Я счи­таю, что это самый интересный, но и са­мый трудный раздел в музыкальном вос­питании дошкольников.

В программу включены песни советских композито­ров: Ю. Чичкова, Д. Шостаковича. Д. Кабалевского — и пьесы выдающих­ся композиторов прошлого: М. Глинки, П. Чайковского, Р. Шумана, Н. Римского-Корсакова.

Музыка, как и художественное слово или картина, должна стать для детей доступным средством выражения чувст­ва, настроений, мыслей. Слушание му­зыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет кругозор, повышает музы­кальную восприимчивость, зачатки му­зыкального вкуса. Систематическое слушание музыки в детском саду помо­гает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее.

«Любая форма общения с музыкой, любое музы­кальное занятие,— отмечал Д. Б. Каба­левский,— учит слышать музыку, непре­рывно совершенствуя умения вслуши­ваться и вдумываться в нее».

Музыка по слушанию бывает вокаль­ной и инструментальной и должна быть исполнена так, как ее написал компози­тор: искренне, эмоционально, вырази­тельно.

Чтобы дети лучше поняли прослушан­ную пьесу (новую или знакомую), я предлагаю им создать свой музыкаль­ный этюд. Так, например, слушая музы­кальное произведение Р.Шумана «Смелый наездник», дети старались изобразить, как они скачут на лошади.


Для понимания детьми характера му­зыки хорошо давать ее в сравнении: «Мотылек» С. Майкапара и «Смелый наездник» Р. Шумана, «Колыбельная» Г. Свиридова и «Клоуны» Д. Кабалевского.

В своей работе по развитию творчест­ва я часто использую наглядный мате­риал: рисунки, музыкальные инструменты, музыкально-дидактиче­ские игры. Вот, например, в подготови­тельной к школе группе даю иногда об­зорное занятие по слушанию. Вариант творческой игры такой: детям раздаются карточки с изображением животных(заяц, волк, лиса, медведь), я играю музыкальные пьесы, характеризующие этих животных, а дети поднимают карточку, вспомина­ют и называют пьесу и музыкальный инструмент, на котором она может ис­полняться. К каждому произведению стараюсь подобрать выразительное художествен­ное слово.

«В условиях массового музы­кального воспитания слово о музыке иг­рает колоссальную роль. Сила умного и увлекательного слова заключается в том, что оно способно настроить лю­бую аудиторию на нужную эмоциональ­ную волну»,— говорил Д. Кабалевский.

В возрасте 3—4 лет начинаю знако­мить детей с музыкально-дидактически­ми играми, направленными на развитие:

    динамического восприятия «Тихие и громкие звоночки» Р. Рустамова;
    звуковысотного восприятия «Где мои детки?», «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой;
    тембрового восприятия«Трубы и барабан», «Угадай, на чем иг­раю» Е. Тиличеевой.
    ритмического восприятия (используем музыкальные инструменты: деревянные ложки, музыкальные моло­точки, барабаны, металлофон и др.)


В старших группах задания в играх усложняются. Дети определяют харак­тер музыки, у них развивается гармони­ческое, ладовое восприятие. Вопросы к детям становятся сложнее: «Сколько звуков? Каких звуков? Покажи рукой, спой сам». Дети определяют

верхний и нижний звуки. Они учатся играть на музыкальных инструментах: металло­фоне, ксилофоне, треугольнике, маракасах, деревянных ложках и др. Сначала они поют и играют ма­ленькие напевки, затем исполняют на инструментах проигрыш или вступление к песне, целые песни, звучит детский ор­кестр.

Музыкальный инструмент, с ко­торым мы знакомим детей на занятии, сразу вносится в музыкальный уголок. Дети очень любят играть здесь; сами сочиняют мелодии на одном, двух, трех звуках. На свою мелодию поют знако­мые слова песен. У всех есть огромное желание научиться иг­рать, хорошо петь, потому что со сторо­ны воспитателей ребятам всегда оказы­валась помощь, я проводила с ними ин­дивидуальную работу по подгруппам.

Песни звучат в детском саду и вне музыкальных занятий, в группах, дома. Для родителей вместе с воспитателями мы оформили тетрадь «Пойте с нами», которая находится в «Уголке для родителей», чтобы они знали наш репертуар.

Хочется сказать, что последователь­ность, систематичность, эмоциональный настрой, разнообразные методы и прие­мы — вот главное направление в нашей работе. И конечно, приятно, когда наши выпускники учатся в музыкальных шко­лах, занимаются в танцевальных круж­ках.