Консультация для родителей по развитию речи дошкольников разработала учитель - логопед: Белова Александра Владимировна
Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий:
Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.
Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами. Все это тормозит речевое развитие ребенка.
Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом Самое лучшее- тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить, понятен ли ему ваш ответ.
Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон: беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, самостоятельные высказывания. Время записи - до 5-10 мин. При этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
Для того, чтобы преодолеть у ребенка речевой дефект надо:
Организовать четкий режим дня.
Грамматически правильно оформлять свою речь.
Дисциплинированно выполнять домашние задания.
Артикуляционные упражнения и задания по формированию навыка правильного произношения какого-либо звука выполнять перед зеркалом. Это помогает ребенку выработать контроль за собственной артикуляцией.
Заниматься систематически вечером по 15 минут.
Заниматься с ребенком тому взрослому, который сам не имеет дефектов речи.
Постоянно следить за речью ребенка, исправлять его в тактичной, спокойной форме.
Аккуратно оформлять индивидуальную тетрадь.
Регулярно посещать консультации логопеда.
Работа по развитию правильного звукопроизношения у детей проходит поэтапно.
Подготовительный этап.
Цель этого этапа – формирование точных движений органов артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого нёба) и направленной воздушной струи.
Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений губ, языка, необходимых для звука, над которым проводится непосредственная работа. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом (используется зрительный контроль). После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало можно убрать и функции контроля возьмут на себя его собственные ощущения.
Помните: от качества выполнения артикуляционных упражнений зависит эффективность работы по постановке звука.
Этап постановки звука.
Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.
Логопед, используя навыки, полученные при выполнении артикуляционной гимнастики и специальные приёмы постановки звуков, вырабатывает у ребенка правильное положение органов артикуляции звука, над которым ведется работа. Задача родителей – закрепить правильное произношение ребенком изолированного звука.
Этап автоматизации звука.
Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной.
Перед логопедом и родителями стоит задача – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому речевому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Этап дифференциации звуков.
Цель данного этапа – научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.