Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ДОУ для детей с ОВЗ

Подготовила: учитель-логопед Манжосова В.П.

Одним из ведущих приоритетных направлений деятельности ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей.

Среди наших воспитанников высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Логопедическая работа с такими детьми предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя:

  • дыхательную гимнастику;
  • артикуляционную гимнастику;
  • пальчиковую гимнастику;
  • физкультминутки;
  • гимнастику для глаз;
  • логоритмику;
  • психогимнастику;
  • мышечную релаксацию;
  • арттерапию;
  • песочную терапию;
  • игровые технологии;
  • сказкотерапию.

Для этого используются здоровьесберегающие технологии, которые влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье.

Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, которые не нарушали бы образовательную деятельность, разработан соответствующий режим дня. Коррекционные логопедические занятия в детском саду проводятся в режиме смены динамичных поз.

Работа над дыханием

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Так как дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса, мы проводим различные дыхательные упражнения, которые помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Регулярные занятия в кабинете БОС дыхательной гимнастикой также способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Артикуляционная гимнастика

Большое внимание логопеды детского сада уделяют артикуляционной гимнастике - выработке правильных, полноценных движений, определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.

Пальчиковая гимнастика

Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:

  • пальчиковые игры с мелкими предметами;
  • пальчиковые игры со стихами;
  • пальчиковая гимнастика;
  • самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;

Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в нашем случае стимулирует речь детей. Надо видеть восторженные глаза наших воспитанников, когда они надевают на пальчик фигурку животного и начинают играть свою роль, говорить! Причем, с удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д.

Физкультминутки

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаем физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.

Виды физкультминуток:

  1. Оздоровительно - гигиенические физкультминутки: их можно выполнять как стоя, так и сидя; расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.
  2. Танцевальные физкультминутки: они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
  3. Физкультурно-спортивные физкультминутки: это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
  4. Подражательные физкультминутки: зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
  5. Двигательно-речевые физкультминутки: дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

Гимнастика для глаз

Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.

Логоритмика

Составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников является игровая гимнастика (логоритмика, которая используется для усвоения детьми различных движений, общеукрепляющих и коррекционно-развивающих.

Логоритмические занятия вызывают у детей естественные положительные эмоциональные реакции, которые находят своё отражение в мимике.

Психогимнастика.

Чтобы научить малыша сдерживать, контролировать свои эмоции, мы стараемся дать ему почувствовать этот "контроль" и как он "работает" в игровой форме. Прежде всего, такие занятия показаны замкнутым детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация.

Арттерапия.

Снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма детей мы стараемся с помощью арттерапии. В детском саду широко применяется работа с глиной, красками, солёным тестом, которая увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций. Детям нравится заниматься живописью с помощью пальцев, рисовать на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т. д., делать отпечатки рук на прохладном или теплом песке.

Песочная терапия.

Песок развивает творческие способности, воображение и фантазию малыша. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка, учат прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.

Игровые технологии

Сохранению здоровья способствует применение игровой системы. Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у детей проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Игровой процесс предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение, совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок.

Игры помогают уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизируют знания, развивает мыслительные процессы. В таких играх появляется азарт, дух соревнования, который помогает закрепить произношение звуков. Эти игры способствуют развитию логического мышления.

Театрально-игровая деятельность

Основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности являются:

  • развитие культуры речи;
  • развитие сценического мастерства и речевой деятельности: мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Сказкотерапия.

Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста.

После дневного сна проводится «коррекционно-оздоровительный час», который включает в себя закрепление полученных на логопедических занятиях знаний с применением здоровьесберегающих технологий. Под руководством воспитателя дети выполняют комплекс упражнений для бодрствования, точечный массаж и самомассаж живота, области груди, шеи,

частей лица, артикуляционная гимнастика, массаж головы, рук, ног, также воздушные ванны, хождение по рефлекторным дорожкам. Все это способствует активизации детей после сна, а также служит профилактикой различных заболеваний. Далее проводится индивидуальная работа с детьми по закреплению речевого материала.

В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в логопедии:

  • повышается обучаемость воспитанников, улучшается внимание, восприятие;
  • корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
  • снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты:

  • снижение уровня заболеваемости;
  • повышение работоспособности, выносливости;
  • развитие психических процессов;
  • улучшение зрения;
  • формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
  • развитие общей и мелкой моторики,
  • повышение речевой активности;
  • увеличение уровня социальной адаптации.

Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.