Подготовила: Манжосова В.П.
Речь – одна из центральных, важных психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие.
Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; речь является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка во всех этапах его развития. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Проблема речевых расстройств в настоящее время все больше привлекает внимание различных специалистов: учителей-логопедов, психологов , врачей, педагогов. Это , безусловно связано с той огромной ролью, которую правильная речь имеет для полноценного и гармоничного психофизического развития человека. Это могут быть органические или функциональные поражения коры и подкорки головного мозга, проводящих путей, неправильное строение периферической части речевого аппарата. Расстройства речи нарушают возможность свободного общения человека с другими людьми. Осознание своего недостатка, неудачные попытки замаскировать или самостоятельно преодолеть его, обычно вызывает различные эмоциональные состояния: чувство своей неполноценности, страх речи, постоянные переживания от непонимания этого недостатка окружающих.
Для развития речи необходима для ребенка игровая деятельность.
Существуют следующие игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, пальчиковые, музыкальные , математические, игры для координации речи с движением, т.д.
1. «Можно ездить или нет»
Наглядный материал: картинки с изображением средств передвижения и другие картинки, но все со звуком (С): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапоги и др.
Ход игры: показать картинку, назвать предмет и сказать можно ездить или нет, правильно произносить звук (С).
2. «На прогулку в лес»
Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, блюдце, стакан, автобусы..) в названиях звук(С).
Ход игры: выставить игрушки, назвать, предложить отправиться в лес и взять с собой игрушечных лесных животных.
3. «Плохо или хорошо»
Цель: отвечать правильно.
4. «Скажи как я»
Цель: Учить детей говорить громко, тихо, шепотом а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).
Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить их также (повторить). Воспитатель следит за тем чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.
Важно отметить, в среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуск и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру, окреп и стал более подвижным артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух.
Задача педагога на этом этапе:
Одновременно воспитатель ведет работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание уделяется правильному произношению в словах группы свистящих (С,СЬ,З,ЗЬ,Ц), шипящих (Ш,Ж,Ч,Щ), сонорных (Л,ЛЬ,Р,РЬ).
К моменту перехода с старшую группу дети могут произносить практически все звуки (артикуляционный аппарат готов к произношению трудных звуков).Но педагог по прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей. Воспитатель учит различать звуки на слух и правильно произносить их (С-З,С-Ц, Ш-Ж,Ч-Щ,С0Ш,З-Ж,С-Ц,Л-Р).
С этой целью ежедневно проводится артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения звуков.
Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если с ними велась предварительная работа.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки С-Ц,С-Ш, Ш-Ж и др.
Для развития фонематического восприятия важно вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков, предлагается детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, стихов.
Например: игра «Кто лучше слушает». Ход игры: дети слушают слова, поднимают руку , если слышат определенный звук ( Ш или Ж) в словах: шапка, шуба, жук, жаба, дом, лиса, ежик, кошка, мошка, вешалка, тарелка, ложечка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша…)
На 7 году жизни звукопроизношение мало чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки, малая подвижность артикуляционного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого внятного произношения слов, фраз, умению дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению, звонкие и глухие согласные; твердые и мягкие; свистящие и шипящие. При этом воспитатель следит за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки.
Важно подчеркнуть, цели игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.
Игры:
Какой звук есть в словах»:
«Назови первый звук своего имени», «Назови последний звук»,
«Назови мебель в названии первый звук (С)»,
«Назови фрукты последний звук (Р)
Актуальность заключается в следующем: дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения. Дидактические и настольные игры помогают решить практически все задачи речевого развития детей. После регулярных упражнений дошкольники закрепляют и уточняют словарь, учатся изменять и образовывать слово составлять связные высказывания, развивают объяснительную речь.
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи ребенка огромная. Игра положительно влияет на речевое развитие. Ребенок общается со сверстниками или игрушками, подражает различным звукам и голосам зверей. Если за происходящим наблюдает неговорящий ребенок, то со временем ему захочется попросить взрослого о чем-либо или сообщить важное. Воспитатель привлекает детей к общению с помощью вопросов, это способствует развитию речевой активности детей.
В педагогике существует 3 типа дидактических игр для дошкольников. Все игры направлены на развитие речи:
Чтобы ребенок научился быстрее говорить, нужно тренировать не только артикуляционный аппарат, но и мелкую моторику. Упражнения по тренировке пальчиков – это мощное средство, которое помогает повысить работу головного мозга. Упражнения благотворительно влияют на умственное развитие ребенка. Пальчиковые игры – стимулируют развитие речевых центров, ребенок получает новые тактильные ощущения, учится концентрировать внимание.
Самый короткий, но важный период становления и развития ребенка – дошкольное детство. Это начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей. По мнению физиологов именно с 2-6 лет активно развивается мозг ребенка, формируются его функции. Именно в этот период функции ЦНС легко поддаются тренировке. Если родители упустят этот момент, то развитие этих функций замедляется, а в некоторых случаях останавливается навсегда.
Дети познают мир через игру. Существуют разные виды игр, которые помогают ребенку активно усваивать родной язык, развивать все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая Ребенок в дошкольном возрасте должен полноценно владеть родным языком. Это необходимо для того, чтобы он умел грамотно выражать свои мысли и быстрее освоил программу начальной школы.