Консультация на тему: «Развитие творческих способностей и творческого мышления у детей дошкольного возраста»

Учитель-логопед Попова Татьяна Владимировна

Креативность – это общая творческая способность, которая способствует открытию нового, неизвестного в решении различных ситуаций.

Дивергентное мышление – это самостоятельное, творческое, оригинальное поисковое мышление.

Основные показатели дивергентного мышления это:

  1. оригинальность, т.е. способность увидеть проблему и решить ее необычно;
  2. быстрота и легкость максимально предложенного количества идей за короткий период времени;
  3. гибкость, т.е. умение переключаться с одного класса объектов на другой («одежда, обувь, животные» и т.д.);
  4. точность, т.е. умение передавать свои мысли, имеющие законченный вид.

Дивергентное мышление развивается с помощью различных методов и приемов. В результате развития дивергентного мышления ребенок приобретает следующие характеристики мышления:

  1. независимость (личные стандарты выше стандартов группы);
  2. открытость ума (готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому, необычному);
  3. высокая терпимость к неопределенным и неразрешимым ситуациям.

 

Требования для решения задач по развитию дивергентного мышления:

  1. не подавлять индивидуальность;
  2. не высказывать порицания на неумение обосновывать свою догадку;
  3. формировать уверенность в своих силах;
  4. опираться на положительные эмоции ребенка (удивление, радость, переживание успеха и т.п.)

 

Предлагаю основные методы формирования дивергентного мышления:

  1. Ставлю перед детьми любую проблемную ситуацию, затем выслушиваю высказывания детей и вместе обобщаем услышанные предложения детей.
  2. Предлагаю детям представить себя любыми животными и рассказать о своих взаимоотношениях с близкими людьми уже в роли животного.
  3. Использую такой прием, сказка наизнанку, т.е. положительные герои любой знакомой сказки вдруг становятся отрицательными, а отрицательные герои – положительными. Например, сказки «Три поросенка», Иван Царевич и Серый волк» и др.
  4. Придумываю фантастические гипотезы, например, что было, если бы плавали, то … и т.п.
  5. Применяю такой метод, как сказка в заданном ключе, т.е. осовремениваем вместе с детьми любую сказку («Колобок», «Репка» и др.)
  6. При использовании метода Робинзона Крузо выясняю у детей назначение предметов, оказавшихся на необычном острове: для чего нужен там спортивный костюм, жвачка, бинокль, бочка с водой? и т.п.
  7. Развивают дивергентное мышление и креотивные игры:

а) «Мечты» - по цветовой аналогии дети придумывают действия с заданным предметом, например, как может помочь белый снег в пустыне? на пляже? людям или о чем мечтает оранжевый апельсин? и т.п.

б) «Веселые осьминожки» - о чем мечтает осьминожка с определенным цветом?

в) «Чудо-дерево» - на нем растут разные предметы, двое детей «срывают» по предмету и отстаивают свое мнение каждый за свой:

например, «яблоко» -

«очки» -

г) «Ну и ну» - ребенок должен в игре сделать невкусные продукты вкусными, а вкусные – невкусными, например, «лук, чеснок, творог рыбий жир и т.п.»

д) Игра «Этажи» предусматривает умение высказывать целенаправленные умозаключения: предложите детям варианты: как разместить животных на этажах; как изменить внешность хищников, чтобы не пугали травоядных животных; что придумать, чтобы звери не пугали травоядных? и т.п.

Таким образом, уважаемые педагоги, родители, играйте с детьми, развивайте у них мышление, связную речь, память