Учитель-логопед Попова Татьяна Владимировна
Креативность – это общая творческая способность, которая способствует открытию нового, неизвестного в решении различных ситуаций.
Дивергентное мышление – это самостоятельное, творческое, оригинальное поисковое мышление.
Основные показатели дивергентного мышления это:
- оригинальность, т.е. способность увидеть проблему и решить ее необычно;
- быстрота и легкость максимально предложенного количества идей за короткий период времени;
- гибкость, т.е. умение переключаться с одного класса объектов на другой («одежда, обувь, животные» и т.д.);
- точность, т.е. умение передавать свои мысли, имеющие законченный вид.
Дивергентное мышление развивается с помощью различных методов и приемов. В результате развития дивергентного мышления ребенок приобретает следующие характеристики мышления:
- независимость (личные стандарты выше стандартов группы);
- открытость ума (готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому, необычному);
- высокая терпимость к неопределенным и неразрешимым ситуациям.
Требования для решения задач по развитию дивергентного мышления:
- не подавлять индивидуальность;
- не высказывать порицания на неумение обосновывать свою догадку;
- формировать уверенность в своих силах;
- опираться на положительные эмоции ребенка (удивление, радость, переживание успеха и т.п.)
Предлагаю основные методы формирования дивергентного мышления:
- Ставлю перед детьми любую проблемную ситуацию, затем выслушиваю высказывания детей и вместе обобщаем услышанные предложения детей.
- Предлагаю детям представить себя любыми животными и рассказать о своих взаимоотношениях с близкими людьми уже в роли животного.
- Использую такой прием, сказка наизнанку, т.е. положительные герои любой знакомой сказки вдруг становятся отрицательными, а отрицательные герои – положительными. Например, сказки «Три поросенка», Иван Царевич и Серый волк» и др.
- Придумываю фантастические гипотезы, например, что было, если бы плавали, то … и т.п.
- Применяю такой метод, как сказка в заданном ключе, т.е. осовремениваем вместе с детьми любую сказку («Колобок», «Репка» и др.)
- При использовании метода Робинзона Крузо выясняю у детей назначение предметов, оказавшихся на необычном острове: для чего нужен там спортивный костюм, жвачка, бинокль, бочка с водой? и т.п.
- Развивают дивергентное мышление и креотивные игры:
а) «Мечты» - по цветовой аналогии дети придумывают действия с заданным предметом, например, как может помочь белый снег в пустыне? на пляже? людям или о чем мечтает оранжевый апельсин? и т.п.
б) «Веселые осьминожки» - о чем мечтает осьминожка с определенным цветом?
в) «Чудо-дерево» - на нем растут разные предметы, двое детей «срывают» по предмету и отстаивают свое мнение каждый за свой:
например, «яблоко» -
«очки» -
г) «Ну и ну» - ребенок должен в игре сделать невкусные продукты вкусными, а вкусные – невкусными, например, «лук, чеснок, творог рыбий жир и т.п.»
д) Игра «Этажи» предусматривает умение высказывать целенаправленные умозаключения: предложите детям варианты: как разместить животных на этажах; как изменить внешность хищников, чтобы не пугали травоядных животных; что придумать, чтобы звери не пугали травоядных? и т.п.
Таким образом, уважаемые педагоги, родители, играйте с детьми, развивайте у них мышление, связную речь, память